Меры по случаю перегрева движка

Система охлаждения двигателя автомобиля, несомненно, является одной из главных, вспомогательных систем. При сбое этой системы транспорт становится обездвижен, кроме того систематический перегрев мотора может привести к полной замене агрегата. Для того что бы ни допустить или же правильно бороться с такими последствиями как перегрев двигателя, необходимо знать устройство и принцип работы системы охлаждения.Перегрев двигателя

Устройство систем охлаждения

Перегрев двигателя

Система охлаждения была впервые установлена на автомобили в начале 20- го века, но вот уже почти 100 лет основные ее компоненты, практически без изменений (только с технологическими доработками) устанавливаются на транспорт с ДВС. Конечно, в современных автомобилях процесс охлаждения контролируется бортовым компьютером, который не допускает перегрев двигателя последствия которого, могут быть очень материально затратные.

Система охлаждения состоит:

1) Механическая часть:

— радиатор охлаждения;
— водяной насос (помпа);
— расширительный бачок;
— термостат;
— водяные патрубки;
— охлаждающая жидкость;
— радиатор отопления

2) Электрическая часть:

— вентилятор охлаждения двигателя;
— реле включения вентилятора;
— датчик охлаждения двигателя (на указатель в щитке приборов);
— датчик температуры и включения вентилятора;
— предохранители;

Принцип работы

Перегрев двигателя

В первую очередь, система охлаждения должна обеспечить нормальную работу двигателяи не допустить перегрев мотора, но есть еще вспомогательная функция – отопление салона, неисправность, которой тоже может привести к тому, что двигатель перегревается.

Двигатель внутреннего сгорания эффективно работает только в определенном температурном режиме (90-120 гр.), поэтому в первые минуты после пуска мотора, необходимо снизить охлаждение и повысить нагрев. Это достигается за счет распределения потока охлаждающей жидкости по «малому кругу» (без захода в основной радиатор), благодаря этому двигатель быстро нагревается. За температурой следит термостат и после достижения рабочей зоны, он перекрывает «малый круг» и открывает «большой» (поток ОЖ идет через основной радиатор), естественно остывает двигатель гораздо эффективней и перегрев не грозит.

Этот цикл повторяется многократно, за период движения автомобиля, особенно за чертой города, при больших скоростях, где поток набегающего воздуха очень хорошо охлаждает радиатор и как следствие быстро остывает двигатель. А вот в городских условиях движения — светофоры, пробки, перекрестки может не хватить охлаждения и чтобы не закипел двигатель, включается вспомогательная система охлаждения. Если датчик охлаждения двигателя фиксирует предельно допустимую температуру, то он замыкает контакты реле и включается вентилятор охлаждения двигателя.

«Вопреки расхожему мнению, вентилятор не дует на радиатор, а наоборот работает на вытяжку, по ходу движения автомобиля. Это сделано для того чтобы избегать возникновения повышенного сопротивления движению, при включении, и соответственно экономии топлива»
После того как датчик зафиксирует минимально допустимую температуру, вентилятор отключится.

Почему перегревается двигатель

Перегрев двигателя

Хотя система охлаждения считается весьма надежной, всегда может возникнуть ситуация, где перегрев двигателя последствия не зависят от неисправности, а скорее от неправильного обслуживания. Рассмотрим некоторые причины перегрева двигателя, которые можно избежать соблюдением простых рекомендаций:

— часто причиной перегрева служит забитый радиатор, причем забитый снаружи, мошкарой, листвой и так далее. Простая продувка на автомойке, поможет избежать многих проблем (при условии адекватного мойщика, в противном случае проблем может прибавиться)

— утечка охлаждающей жидкости, так же одна из главных причин, приводящих к тому, что двигатель перегревается. Утечка может быть молниеносная, например, в результате лопнувшего патрубка, или же постепенная, из — за ослабленного хомута или же разгерметизированного радиатора отопления. Но и тут легко предупредить перегрев двигателя, так как в 90 % случае патрубки рвутся из за попадания на них моторного масла (происходит размягчение и потеря свойств) и в 9% из — за превышения допустимого давления, при не работающем клапане сброса давления (обычно стоит в крышке радиатора или расширительного бачка).

Утечки также легко контролировать, по уровню ОЖ ( нельзя открывать крышку на горячем двигателе, так как это может привести к серьезным ожогам или потере зрения).

Причины перегрева двигателя, связанные с техническими неисправностями.

Одной из главных, механических причин перегрева мотора является термостат. Он может заклинить в любом положении (открытый, закрытый, промежуточное положение), может выйти за рамки температурного диапазона или вообще рассыпаться внутри. Определить это можно по тому, как быстро двигатель нагревается во второй фазе прогрева мотора или же просто, на ощупь (по температуре подходящих к радиатору патрубков) определить – работает термостат или нет.
Забитый изнутри радиатор охлаждения (например, ржавчиной или же герметиком для заделки утечек), также приведет к перегреву.

Пробитая прокладка ГБЦ и нестабильная работа двигателя, так же можно отнести к причинам перегрева автомобиля, но это уже в компетенции механиков.

Но, несомненно, главными предпосылками, которые приведут к тому, что бы закипел двигатель, является электрическая система контроля и привода охлаждения:
— неисправный датчик, сгоревший двигатель вентилятора охлаждения, перегоревший предохранитель или реле – вот одни из основных неисправностей электрической части системы охлаждения.

Если перегоревший предохранитель или сгоревший двигатель диагностировать не представляет сложности, то что бы найти неисправный датчик или «заглючившее» реле, необходимо быть хорошим специалистом.

К чему приводит

Перегрев двигателя

Основной проблемой, при выходе за температурные рамки эксплуатации двигателя, является значительное повышение коэффициента теплового расширения подвижных частей внутри мотора. Иными словами поршня, кольца, вкладыши и так далее, нагреваются и расширяются так, что приводят к значительному износу или даже поломке деталей. Если во многих двигателях старого поколения (до 2000 года), была предусмотрена возможность ремонта блока цилиндров, замена поршней колец и так далее, то есть полное восстановление работоспособности мотора, то сейчас производители пошли на крайность и, например в БМВ или Мицубиси и других, такая возможность отсутствует. При перегреве предстоит полная замена агрегата, а это треть стоимости автомобиля!!! Так что понятно, к чему приводит перегрев двигателя, в современных автомобилях.

Что делать если закипел

Перегрев двигателя

Ответив на вопрос «Почему перегревается двигатель», постараемся ответить на вопрос «Что делать, если двигатель закипел». Всегда есть вероятность того, что какая либо неисправность приведет к перегреву мотора, даже при всех проведенных мероприятиях. Но самое главное соблюдать несколько важных правил, что бы, ни усугубить ситуацию. Необходимо помнить, что глобальные повреждения двигателя возникают после продолжительной эксплуатации мотора вне зоны температурного режима, то есть, контролируя температуру по указателю приборов, когда она вышла за допустимый диапазон, если слышна нестабильная работа двигателя — необходимо немедленно остановится, двигатель не глушить, (если нет густого, белого дыма (пара) из под капота). Если работает вентилятор охлаждения, необходимо дождаться окончания вращения, а только потом глушить мотор.

Остывает двигатель быстрее, если открыть капот, это же поможет в оценке предполагаемой неисправности.

ВАЖНО

Перегрев двигателя

Не при каких условиях не открывайте крышку радиатора или расширительного бачка сильно нагретом моторе, это может привести к тяжелым травмам!!!

Никогда не добавляйте холодную воду в радиатор раскаленного мотора, это, скорее всего, приведет к тому, что лопнет ГБЦ или же другая алюминиевая деталь двигателя, на которую попадет холодная вода.

Совет

Быстро остывает двигатель, когда есть возможность включить напрямую вентилятор охлаждения, не заводя мотор. Это можно сделать, замкнув контакты на реле включения или же замкнув температурный датчик охлаждения.

       

Добавление комментария